• Сформировать буклет Героя

Хачатурян Михаил Оганесович

Год рождения

1920

Место рождения

Ростов на Дону

Место призыва

Ростов на Дону

Дата призыва

1940-1947

Воинское звание

гвардии старшина 2 статьи

Место службы

Черноморский флот, трюмный машинист

Дата смерти

1980

Ссылки с проектов

История

1940 -1941 г. -крейсер «Червона Украина» (крейсер погиб в не равном бою 13 ноября 1941 г.); 1941 - 1943 г. - эсминец «Беспощадный» (погиб в не равном бою 6 октября 1943 г.); 1943 - 1947 г. - крейсер «Красный Кавказ». Участвовал в боях за города: Новороссийск, Одесса, Севастополь. Награждён Орденом «Красная Звезда», медалями «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа».Обороняя родной Севастополь. Гибель крейсера «Червона Украина»

Гибель эсминца «Беспощадный»
Одной из самых трагических дат в истории советского ВМФ стало 6 октября 1943 года. Отряд кораблей в составе лидера "Харьков", эсминцев "Способный" и "Беспощадный" возвращался из набеговой операции к берегам Крыма. Командир отряда - капитан 2 ранга Г.П. Негода - держал свой брейд-вымпел на "Беспощадном". Отряд прикрывали три истребителя дальнего действия. В 8.10 им удалось сбить немецкий разведчик, и командир приказал эсминцу "Способный" подобрать летчиков. Эта 20-минутная задержка оказалась роковой. Внезапно в 9.00 появились "юнкерсы" и атаковали лежавшие в дрейфе корабли со стороны солнца. "Харьков" получил три прямых попадания и лишился хода. Затем вражеские атаки возобновлялись одна за другой. Советские истребители сбили два самолета - Ю-87 и Ме-109, но соотношение сил было не в нашу пользу. В 11.50 примерно 10-12 бомбардировщиков нанесли удар по "Беспощадному". Одна из бомб, весом не менее 200 кг, попала в носовое машинное отделение с правого борта и взорвалась под днищем корабля. Паровая магистраль была перебита, лопнул настил палубы в районе 110-115-го шпангоутов, образовалась огромная пробоина. Вторая бомба взорвалась вблизи левого борта напротив кормового машинного отделения, изрешетив обшивку корпуса. Эсминец начал крениться на левый борт, освещение погасло, давление пара упало до нуля. Вода мгновенно затопила первое машинное отделение и через пробоины и разошедшиеся швы поступала в 3-е и 2-е котельные отделения.Все силы экипажа были брошены на спасение корабля. По приказу командира "Беспощадный" избавился от лишнего в данной ситуации оружия - выстрелил торпеды и сбросил глубинные бомбы. Под пробоину с правого борта подвели пластырь, хотя тот прилегал плохо. Воду откачивали ручными помпами, а около 14.00 - с помощью подошедшего "Способного". Последний взял "Беспощадного" на буксир, одновременно осуществляя перекачку топлива с аварийного эсминца в свои цистерны. Но новый налет перечеркнул появившуюся надежду на спасение. В 14.13 в "Беспощадный" попали сразу четыре бомбы - три в кормовую часть и одна во второе машинное отделение. Эсминец разломился пополам. Кормовая часть затонула почти мгновенно, носовая некоторое время держалась на воде, но в 14.25, встав вертикально форштевнем вверх, ушла в пучину. Чуть позже участь "Беспощадного" разделили "Способный" и "Харьков".
Из 903 человек, находившихся на борту трех погибших кораблей, катера и гидросамолеты спасли 187, в том числе 41 из экипажа "Беспощадного".